Юрий Шеляженко
Восточная Европа в 20 и 21 столетиях сильно пострадала от политического насилия и вооруженных конфликтов. Пора научиться жить вместе в мире и в поисках общего счастья.
Традиционный способ подготовки молодежи ко взрослой политической жизни в странах Восточного партнерства и России был и остается так называемым военно-патриотическим воспитанием. В Советском Союзе идеальным гражданином считали лояльного призывника, беспрекословно подчиняющегося командирам.
В этой парадигме военная дисциплина была образцом для гражданской жизни, исключающей инакомыслие из политической сферы. Конечно, сознательные отказники от военной службы, такие как последователи «апостола ненасилия» Льва Толстого и народные протестанты, подвергались репрессиям во время кампаний против «сект» и «космополитизма».
Постсоветские страны унаследовали эту парадигму и до сих пор склонны воспитывать скорее послушных солдат, чем ответственных избирателей. Ежегодные отчеты Европейского бюро по сознательному отказу (EBCO) свидетельствуют, что призывники в этом регионе имеют минимальные возможности официального признания их убеждений: осуждения войны и отказа убивать.
Как сообщает Deutsche Welle, в 2017 году на международной конференции в Берлине эксперты обсудили риски постсоветского военно-патриотического воспитания, которое способствует авторитаризму в России и ультраправой политике в Украине. Эксперты высказали мнение, что обеим странам необходимо современное демократическое гражданское образование.
Еще раньше, в 2015 году, Федеральное министерство иностранных дел Германии и Федеральное агентство гражданского образования Германии поддержали Сеть гражданского образования в Восточной Европе (EENCE), сообщество организаций и экспертов, занимающихся развитием гражданского образования в странах Восточной Европы: Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове, России и Украине. Участники сети подписывают меморандум, в котором подчеркивается ключевая роль гражданского образования для продвижения демократии, мира и устойчивого развития.
Идея предотвращения войны с помощью гражданского образования в духе культуры мира восходит к работам Джона Дьюи и Марии Монтессори. Как превосходно сказано в Уставе ЮНЕСКО и повторено в Декларации о праве на мир 2016 года, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира».
Мировой моральный импульс просвещения в духе мира был настолько силен, что даже стандарты патриотического воспитания не могли помешать некоторым энтузиастам мирного образования в Советском Союзе и постсоветских странах учить следующее поколение тому, что все люди – братья и сестры и должны жить в мире.
Не изучив основы ненасилия, народы Восточной Европы, вероятно, могли бы пролить гораздо больше крови во время распада коммунистической империи, дальнейших политических и социально-экономических конфликтов. Вместо этого Украина и Беларусь отказались от ядерного оружия, а Россия уничтожила 2 692 единиц ядерного оружия средней дальности. Кроме того, все страны Восточной Европы, за исключением Азербайджана, ввели альтернативную гражданскую службу для некоторых лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Эта альтернативная служба на практике труднодоступна и носит карательный характер, но все же является прогрессом по сравнению с полным непризнанием прав лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, в советские времена.
Мы добились определенных успехов в мирном гражданском образовании в Восточной Европе, у нас есть право отмечать достижения, и каждый год в нашем регионе появляются десятки и сотни новостей о праздновании Международного дня мира 21 сентября в школах и университетах. Однако мы можем и должны делать больше.
Обычно тематика мирного образования как таковая не включается прямо в школьные и университетские программы, но ее элементы могут быть реализованы в некоторых курсах формального образования, например, при изучении основ социальных и гуманитарных наук. Возьмем, к примеру, всемирную историю: как я могу преподавать ее, не упоминая движения за мир 19-20 веков и миссию ООН по установлению мира на Земле? Герберт Уэллс писал в «Очерке истории»: «Чувство истории как общего приключения всего человечества необходимо для мира как между людьми, так и между народами».
Кэролайн Брукс и Басма Хаджир, авторы отчета 2020 года «Мирное образование в формальном образовании: почему это важно и как это можно осуществить?», объясняют, что мирное образование дает учащимся способность предотвращать и разрешать конфликты, обращаясь к коренным причинам проблем, отказываясь от насилия, посредством диалога и переговоров, и помогает молодым людям стать ответственными гражданами, открытыми к культурным различиям и уважающими другие культуры. Мирное образование охватывает также темы и вопросы глобального гражданства, социальной и экологической справедливости.
В классах, в летних лагерях и во всех других образовательных пространствах, обсуждая права человека или цели устойчивого развития, тренируя посредничество сверстников и другие мягкие навыки цивилизованной социальной жизни, мы воспитываем в духе мира следующее поколение граждан Европы и народа Земли, материнской планеты всех людей. Мирное гражданское образование дает больше, чем надежду — на самом деле, оно дает видение того, что наши дети и дети наших детей смогут предотвратить сегодняшние страхи и боли, используя и развивая завтра лучшее из наших знаний и практик творческого и демократического мира, чтобы стать по-настоящему счастливыми людьми.
Юрий Шеляженко – исполнительный секретарь Украинского Движения Пацифистов, член Правления Европейского бюро сознательного отказа от военной службы (EBCO, г. Брюссель, Бельгия), член Совета директоров организации Мир ВЫШЕ Войны (World BEYOND War, США). В 2021 году получил степень магистра медиации и менеджмента конфликтов, в 2016 году – степень магистра права в Университете КРОК, а в 2004 году – степень бакалавра математики в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. Помимо участия в движении за мир, он является журналистом, блогером, правозащитником и правоведом, автором десятков научных публикаций, преподавателем теории и истории права.